Архив
Каждый год на ЗПШ проводится множество авторских курсов по различным предметам.
В рамках каждого курса проводится 5 занятий по 60 минут.
Курсы на ЗПШ ведут как действующие учёные и преподаватели, так и студенты. Для нас важно, чтобы заинтересованные в своем деле люди могли попробовать себя в роли автора и ведущего курса и поделиться с другими своими знаниями и навыками.
Ознакомиться со списком курсов прошлых сезонов вы можете ниже.
Draw conclusions!
Работа с научными статьямиБиология9, 10, 11 класс
Работа с научными статьямиБиология9, 10, 11 класс
Боже, храни учебники! Хороший учебник выстраивает в голове непротиворечивую систему и оставляет приятное чувство порядка. Проблема в том, что любой учебник, который вы можете взять в руки, уже в какой-то степени устарел. Прежде чем стать частью системы, знания воплощаются в виде статей, иногда прямо друг другу противоречащих. Постепенно всё утрясается, кто-то становится классиком, а кто-то оказывается не прав, и знания из подтверждённых статей попадают в учебники. Этот процесс может длиться годами, и всё это время учёные продолжают думать, работать и публиковать новые статьи. Поэтому любой учебник, выходящий сегодня, морально устарел в лучшем случае на год. Учебник — это база, которую нужно освоить, чтобы быть в теме, но дальше начинается самое интересное. Драйв новых открытий! На этом курсе вы узнаете, где искать хорошие научные статьи, как отличить хорошую статью от плохой и как эффективно извлекать из текста информацию. Узнаете, как, основываясь на научной статье, написать занимательную историю, и где её можно опубликовать. Это практический курс, требующий совместной работы с преподавателями. Результатом станет один или несколько ваших текстов.
Аутоиммунные и аутовоспалительные заболеванияБиология9, 10, 11 класс
За эти пять дней мы рассмотрим (в общих чертах) нормальное функционирование иммунитета и некоторые сбои в его работе (1 занятие), обсудим аутоиммунные заболевания, поражающие различные системы организма (остальные 4 занятия). Помимо теории (природа заболевания, сценарий его развития, видимые проявления, принципы лечения и прогноз), мы будем разбирать по 1–2 клинических случая за урок. Попробуем думать по-врачебному (клинически). Будем затрагивать вопросы отношения врача к больному и больного к его здоровью.
Вирусологическая рулеткаБиология8, 9, 10 класс
Кто такие вирусы? Живые или неживые? А я умру, если съем вирус? Как они устроены, как проникают в клетки и может ли организм им противостоять? Всё это в моём курсе, посвящённом вирусам! Бонусом — отдельная история про грипп, ВИЧ и бешенство (если быстро пройдём основной материал).
Генетика в кошкахБиология9, 10, 11 класс
Почему кошки бывают полосатыми, ведь у них нет тёмных и светлых волосков, как у зебр? Почему рыжие кошки всегда-всегда полосатые, а полосатость может быть и мраморной? Как глухота связана с голубизной глаз, и правда ли это вообще? Почему у кошек часто встречаются белые галстуки, а у лошадей — никогда? Как объяснить трёхцветную окраску кошек, точнее — белые пятна? Почему сиамские котята рождаются белыми? Почему в городах чаще встречаются черные кошки? И ещё множество интересных «кошачьих» вопросов... И ещё больше интересных ответов.
О том, как учёные узнавать геном человека не хотели, затем передумали, и что из этого получилось Биология8, 9, 10, 11 класс
В этом курсе мы узнаем, как люди жили до расшифровки ДНК человека. Мы поговорим о том, как известные учёные хитрили и соревновались в желании первыми прочесть геном и к чему это привело. А в завершение обсудим, как это поменяло нашу жизнь и какое будущее обещает.
Приключения генома и как его понятьБиология8, 9, 10, 11 класс
Современная биология и медицина оперируют множеством сложных понятий в публикациях и научно-популярных текстах. Набрать достаточное количество знаний, необходимое для свободного владения сложными методами в исследовательской работе, — процесс долгий и непростой, основы которого будут положены на данном курсе. Будут рассмотрены принципы функционирования генома в клетке и организме, их медицинское значение, строение и роли генетических элементов. Вы приобретёте стойкие знания основ молекулярной биологии, популяционной генетики и эпидемиологии, умение решать генетические задачи сложного уровня и интерпретировать медицинские исследования. Не стесняйтесь задавать вопросы, а что останется непонятным, можно обсудить в свободное время.
Примерь на себя халат генетического инженера
Лабораторные методы в биологии Биология9, 10, 11 класс
Лабораторные методы в биологии Биология9, 10, 11 класс
Само собой, речь идёт не только о предмете одежды, вместе с ним вы получите в придачу пропуск в лабораторию, мысли, волнующие этих странных людей, возомнивших себя выше самой природы, а главное — базовые практические навыки в этой области. Цель курса — осознанное понимание канонических методов молекулярной биологии, без которых невозможны великие открытия. Первое занятие отведено обзору направлений прикладной биологии, их глобальным целям и задачам, а также тесному знакомству с основным содержимым любой лаборатории и принципам обращения с ним. В остальной части курса участники будут выполнять практическую последовательную работу с ДНК и получат по итогу видимые глазом результаты, а также приятные сувениры на память.
Тайная жизнь бактерий: строение, метаболизм и физиология ростаБиология9, 10, 11 класс
На занятиях вы узнаете об отличиях в строении различных видов бактерий, научитесь готовить микробиологические препараты и сможете их рассмотреть под микроскопом. Мы вырастим бактерии, живущие в различных экологических нишах, и экспериментальным путем выясним, какие сахара они способны переваривать. Поговорим о механизмах, которые позволяют им это делать. Вы сможете узнать о социальной жизни микробов и о молекулах, помогающих бактериям вести межвидовые войны, договариваться о совместном использовании ресурсов и даже управлять биологическими процессами сложноорганизованных животных.
Фотосинтез: просто добавь воды, углекислого газа и пару десятков ферментов!Биология10, 11 класс
Что мы видим при взгляде на нашу планету из космоса? Преимущественно зелёный и голубой цвета, покрывающие нашу планету чуть ли не целиком. Голубой — это цвет Мирового океана. Ну а зелёный, конечно же, принадлежит наземным растениям — фотосинтезирующим организмам. Их цвет определяется хлорофиллом, а фотосинтез является основой их питания и существования. Как протекает этот процесс? Почему хлорофилл именно зелёный, а не красный или жёлтый? Что произойдёт, если человеку под кожу ввести хлоропласты: сможет ли организм использовать продукты фотосинтеза для своей жизнедеятельности? Об этом мы с вами поговорим на нашем курсе!
Хочу знать всё. МинимумвсёБиология, Математика, Физика, Химия9, 10, 11 класс
Курс посвящён обсуждению прогресса естественных наук — физики, математики, химии, биологии, на примере траектории развития медицины, точнее — лекарственной индустрии. Мы отследим, как цивилизация пришла к нынешнему «рациональному» созданию — по сути, конструированию — лекарств, как на этом пути учёные и инженеры делали открытия и развивали технологии практически во всех сферах знания. Что служило предпосылками к такому развитию? Как определялось дальнейшее направление прогресса? Где мы находимся сейчас — и куда (предположительно) будем двигаться дальше — не только в лекарственной индустрии, а вообще в науке и технике?.. Об этих вопросах мы поговорим на курсе.