Архив

Открытые лекции ученых и ведущих специалистов в своей области, которые проводятся во время ЗПШ.

Мамонт - это человек, состоявшийся в своей профессии и умеющий популярно рассказать о серьёзных научных и инженерных проблемах. Лекции на ЗПШ читают действующие учёные, работающие как в России, так и за рубежом, преподаватели ведущих университетов России и мира, а также специалисты, представляющие современные технологические компании.

Лекции могут быть посвящены самым разным темам, от лингвистики до физики. Мы считаем, что в мире не бывает неинтересного, а будущему биологу так же полезно узнать о скандинавских скальдах, как и филологу о достижениях радиоастрономии.

Записи лекций последних лет вы можете найти ниже.

Мозг и движения
Для чего человеку нужен коленный рефлекс? Как мы ходим, бегаем и зачем мы при этом машем руками? Где находится и как организована «моторная кора»? По каким принципам работает наш мозжечок? Почему у некоторых людей развивается паркинсонизм? Чем отличается двигательное обучение от других типов формирования памяти?
Вячеслав ДубынинБиология
Путь дата-саентиста
Чего мне не хватало, когда я оканчивал школу? Хорошего, опытного наставника, который бы дал дельные советы о том, куда пойти учиться, что ботать, да и вообще, зачем всё это может пригодиться? Пройдя большой карьерный путь, но, при этом совершив слишком много ошибок, я хотел бы поделиться с вами опытом. Мы поговорим о том, как машины «учатся», как им в этом «помогает» человек, и зачем такому человеку нужно учить тервер и матан в университете. Почему хорошо программировать — это хорошо. Куда пойти учиться на дата-саентиста и вообще, каков его карьерный путь.
Павел КлеменковIT, Программирование
Научение у животных с точки зрения бихевиориста
С точки зрения бихевиориста — человека, главными задачами которого является формирование, контроль и предсказание поведения и людей, и животных — механизмы научения универсальны. Такие понятия как «оперантное научение», «когнитивные карты», «режимы подкрепления» хорошо известны как изучающим животных кабинетным учёным, так и практикам, решающим широкий ряд вопросов — от дрессировки животных до обучения профессиональным и психологическим навыками специалистов. Мы познакомимся с основными законами формирования поведения путём оперантного научения, а также с ошибками и ограничениями их использования.
Елена ФедоровичБиология, Психология
О чём нам могут рассказать зрительные иллюзии
Иллюзии восприятия с давних пор интересовали философов и художников, а с середины девятнадцатого столетия их исследованием вплотную занялись учёные. Оказалось, что иллюзии — не просто источник неиссякаемого восхищения для любого из нас, но и тонкий исследовательский инструмент, позволяющий отвечать на вопросы о том, как работает наша зрительная система и восприятие в целом. С 2005 года когнитивные психологи и нейробиологи ежегодно проводят соревнование на лучшую зрительную иллюзию, где важную роль играют не только красота и лаконичность иллюзии, но и её вклад в понимание механизмов человеческой психики. Мы поговорим о том, на какие вопросы позволяет ответить изучение иллюзий восприятия. И конечно, обсудим отдельные наиболее интересные иллюзии!
Мария ФаликманПсихология
Математика выборов
Лекция состоит из двух частей. В первой, комбинаторной, обсуждается, возможна ли идеальная избирательная система. Во второй, статистической, результаты выборов служат как материал для применения различных методов анализа данных.
Михаил ГельфандМатематика
Немного о физике в живой природе
Задумывались ли вы о том, какую роль играют физические явления в жизни растений и животных? А ведь на самом деле природа — это гигантская физическая лаборатория! Что общего у летучей мыши и дельфина? Почему глаза человека не ощущают холода? Зачем термиты строят жилища в форме крыла?
Анна ШишкинаФизика
Заблуждения и мифы о Вселенной
Как и во всём другом вокруг нас, в астрономии тоже бытует немало заблуждений и мифов. Попробуем разобраться!
Владимир СурдинАстрономия
Морская археология. Корабли и вещи. Поиск, изучение, сохранение
Мы живём на планете, 70% которой покрыто водой. С самого начала своей истории, человечество пыталось покорить и использовать для своих нужд бескрайние морские просторы. Это был сложный и опасный путь. Ежегодно погибали тысячи кораблей, унося с собой на дно всё, находилось на их борту — груз, корабельное оснащение и вооружение, личные вещи и, увы — человеческие жизни. По предварительным оценкам, на морском дне покоятся останки более 1,5 миллионов судов. Огромный, уникальный по своему содержанию и сохранности экспонатов музей спрятан в холодных и тёмных водах мирового океана. Как ищут затонувшие корабли, как их изучают, что поднимают археологи с затопленных кораблей и как поднимают сами корабли, как изучают и сохраняют вещи, пробывшие под водой сотни лет.
Роман ПрохоровИстория