Архив
Открытые лекции ученых и ведущих специалистов в своей области, которые проводятся во время ЗПШ.
Мамонт - это человек, состоявшийся в своей профессии и умеющий популярно рассказать о серьёзных научных и инженерных проблемах. Лекции на ЗПШ читают действующие учёные, работающие как в России, так и за рубежом, преподаватели ведущих университетов России и мира, а также специалисты, представляющие современные технологические компании.
Лекции могут быть посвящены самым разным темам, от лингвистики до физики. Мы считаем, что в мире не бывает неинтересного, а будущему биологу так же полезно узнать о скандинавских скальдах, как и филологу о достижениях радиоастрономии.
Записи лекций последних лет вы можете найти ниже.
О, имена! О, нравы: Ономастика как зеркало благочестия в допетровской Руси
Человек допетровской Руси зачастую обладал двумя календарными именами и мог называться, соответственно, Лев / Мемнон, Косма / Тихон, Петр / Андрей, Иван / Иасон или, скажем, Федор / Порфирий. Расцвет русской христианской двуименности приходится на XV–XVII вв. — в это время наиболее отчетливо проявляются все её правила, закономерности и вариации. Источники этого времени погружают нас в мир символического языка дат и имён, где одно поддерживает другое: каждое значимое событие в жизни человека так или иначе связывается с именем святого, на память которого оно происходит, и разумеется, рождение и смерть стоят в этом ряду едва ли не на первом месте.
История
Экстремальное почвоведение: Арктика и Антарктика
Иллюстрированный рассказ с элементами комедии и триллера об особенностях проведения научных исследований в Арктике и Антарктике, о загрязнении регионов с вечной мерзлотой, о трудностях быта в долгих экспедициях, о местных обычаях, общении с дикими зверями и коренными народами.
Биология
Ликбез по большим данным
Что такое «Большие данные» (Big Data)? Откуда они берутся, как их можно хранить, обрабатывать и использовать? Вы узнаете об «умных» вычислениях и применении машинного обучения для извлечения пользы из данных, а также научитесь правильно употреблять термины из области «Больших данных» и машинного обучения.
IT, Программирование
Старые слова и новые читатели: несколько замечаний о понимании художественного текста
Язык меняется, и слова художественных произведений, написанных сто и более лет назад, могут быть нам непонятны. Это вполне естественно, и мы добросовестно посмотрим их в словаре. Однако дело может обстоять сложнее: может оказаться, что мы думаем, что нам всё понятно, а на самом деле мы просто не знаем этих слов! И что же с этим делать? И надо ли нам их знать?..
Литература
Зачем современному человеку классическая музыка?
Зачем вообще появилась музыка? Какую музыку мы называем «классической»? Как изменились способы нотной записи? Что делают композиторы, когда им не хватает привычных нот? Если исполнитель — всего лишь посредник между композитором и слушателем, откуда тогда берётся культ «великих музыкантов-исполнителей»?
Музыка
Музыка как универсальный язык
Зачем человеку музыка, как она появилась? Как норвежец может понимать мексиканца без слов? Страдивари не знал, что на его скрипке будут играть Прокофьева. Подходят ли старинные инструменты для современной музыки? Какие существуют способы нотной записи?
Музыка
Чему я научился, зажигая звёзды
Практическая космонавтика с каждым годом становится ближе к обычным людям. Сейчас сделать спутник и запустить его в космос стало под силу практически любому желающему. Из рассказа о проекте «Маяк» — первом российском спутнике, созданном руками энтузиастов космонавтики на средства краудфандинга — вы узнаете, с чего начинать создание спутника, как грамотно организовать сбор средств методом краудфандинга, какие специалисты нужны, как получить допуск на ракету- носитель, где лучше размещать производство и проводить испытания.
Астрономия
Как изобретаются лекарства?
Чтобы победить болезнь, мы часто используем различные лекарства. А что же, собственно, в них находится, и как действует? Почему «нечто», заключённое в таблетки, капсулы, пилюли, растёртое в порошок или растворённое в каплях, способно победить вирус и бактерию, сбить температуру, остановить воспаление? Не может ли это же «нечто» оказаться вредным для нашего собственного организма? И наконец, кем и как создавались лекарства в прошлом, что изменилось в настоящем, как изменится в будущем, и в чём помогает для их создания прогресс всей современной науки, не только медицины и биологии, но и физики и математики? Эти вопросы мы обсудим на лекции.
Биология