Архив

Каждый год на ЗПШ проводится множество авторских курсов по различным предметам.

В рамках каждого курса проводится 5 занятий по 60 минут.

Курсы на ЗПШ ведут как действующие учёные и преподаватели, так и студенты. Для нас важно, чтобы заинтересованные в своем деле люди могли попробовать себя в роли автора и ведущего курса и поделиться с другими своими знаниями и навыками.

Ознакомиться со списком курсов прошлых сезонов вы можете ниже.

«PRESS START»
Практическое программирование
IT, Программирование8, 9, 10, 11 класс
Ведут:Осип Фаткуллин,Артём Брустовецкий,Андрей Оводов,Александр Самойленко
Как написать игру? Если это что-то более сложное, чем текстовый квест в консоли, то возникает много вопросов. Как работает рендеринг? Как сделать, чтобы игра не лагала на 60 FPS? Как добавить возможность игры по сети? И самый главный вопрос: как написать игру, чтобы код не превратился в кашу? Эти проблемы преследовали разработчиков игр с самого начала, и за это время были выработаны способы их решения. Мы рассмотрим эти способы и применим их при разработке нашего 2D-экшена с возможностью кооперативной игры. Будем одной командой работать над одной игрой, чтобы всё успеть. Будем использовать инструменты и практики совместной разработки, которые используются в современных IT-компаниях.
«А мы летим орбитами…»
Космонавтика, небесная механика
Физика9, 10, 11 класс
Ведёт:Паша Мошарев
Сегодня мы сталкиваемся с космонавтикой даже в повседневной жизни: GPS, спутниковый интернет, спутниковая связь, фото с МКС, прогнозы погоды... В этом курсе я постараюсь рассказать, как спутники движутся по орбите, какие бывают типы орбит, какие параметры приходится рассчитывать при запуске спутников, какие двигатели используются на ракетах, а какие — для коррекции орбиты в космосе. Будут формулы и расчеты.
«Завяжи узелок…»
Теория узлов
Математика8, 9 класс
Ведёт:Борис Демешев
Математика изучает не только числа и даже, чаще всего, не числа, а объекты самой разной природы. Например, математика изучает узлы! Как математики записывают узел? Как проверить, что две записи соответствуют одному узлу? Как развязать узел? Что такое коса с точки зрения математика? Как связаны узлы и раскраски? Что такое инвариант? Какой узел закодирован скобками (((([))))]? Мы постараемся ответить на эти и другие вопросы, а заодно научимся вязать несколько самых настоящих морских узлов.
«И не придумана песня никем…»
Авторская песня
Музыка7, 8, 9, 10, 11 класс
Ведёт:Аля Коленбет
Авторская песня (её ещё называют «бардовской») много лет волнует умы учёных разных областей, которые не знают, как к ней подступиться, чтобы при разборе этого феномена не упустить что-нибудь важное. Музыковедам мешает текст, филологам — музыка, искусствоведам — погрешности голоса исполнителя, непрофессионализм автора. Мы не пойдём по скользкому пути препарирования песни в попытке найти ей место в традиционной науке, а познакомимся с этим диковинным зверем, как первобытные люди, — будем слушать, о чём нам говорят далёкие, незнакомые барды, и попытаемся понять, как они это делают и почему — именно так. Например, возможно ли спеть грустные стихи весело, чтобы получилось хорошо, а не абсурдно? Разумеется, разговор о роли музыки и поэзии в авторской песне неизбежен, но мы подойдём к нему не с одной из двух сторон, а изнутри. И, конечно, поговорим об истории становления жанра, его прошлом и будущем.
«И с ладами порой не в ладах…»
Гитарная школа
Музыка7, 8, 9, 10, 11 класс
Ведёт:Аля Коленбет
Знакомьтесь, АП — авторская песня, а этот практический курс для тех, кто хочет не только слушать и обсуждать её, но и исполнять самостоятельно. Мы разучим несколько несложных песен Булата Окуджавы, Новеллы Матвеевой, Юлия Кима, Юрия Визбора, Александра Дулова и Евгения Клячкина. Курс предназначен для начинающих гитаристов, которые знают, где найти до-мажор и почему последовательность Am-Dm-E никому не даёт покоя. Если же вы этого не знаете, но у вас есть инструмент и желание перейти с ним на новый уровень общения, приходите, со всем разберёмся! Если же вы хотите играть и петь, но владеете не гитарой, а каким-то другим инструментом (флейтой, скрипкой, кахоном, ...) — тоже приходите, да здравствуют ансамбли! Нас ждут «Песенка о бумажном солдатике», «Песенка о чёрном коте», «Ну, пожалуйста...», «Наш разговор», «Лучшие дни», «Песня погонщика», «Синий перекрёсток», «Губы окаянные» и «Мелодия в ритме лодки», а ещё знакомство с разными формами песенных посиделок!
«Смутные представления»: от Ивана Грозного до первых РомановыхИстория9, 10, 11 класс
Ведёт:Ярослав Круглов
Историю изучают по-разному: историки по документам и археологическим материалам, любители — по романам и сериалам, школьники — по учебникам и ГДЗ. Поговорим об Иване Грозном, Смуте и первых Романовых, составим своё собственное мнение о событиях и людях того времени, используя точки зрения различных историков и... мемы!
«Только начал таять снег, ручеёк проснулся. Лентой быстрой голубой к речке потянулся…»
Компьютерное моделирование жидкости методом сглаженных частиц
Физика7, 8, 9, 10, 11 класс
Ведёт:Алексей Кулыгин
Жидкость встречается в самых разных местах и количествах — от океанов и морей до внутренней среды клеток животных и растений. Жидкость можно сделать практически из чего угодно, подобрав подходящие условия (прежде всего, температуру и давление). А как рассчитать поведение жидкости на компьютере? Например, можно вычислять, что происходит с каждой молекулой жидкости по отдельности. Но это будет слишком долго (молекул-то много) и неточно — все вычислительные неточности со временем накапливаются и накладываются друг на друга. Оказывается, жидкость можно поделить на условные частицы (математики и физики назвали их «сглаженными») с необычными математическими свойствами, подходящими для компьютерного расчёта существенно лучше. На нашем курсе мы разберёмся, как такая виртуальная жидкость устроена, поэкспериментируем, выясним, как с её помощью решаются разные практические задачи.
Draw conclusions!
Работа с научными статьями
Биология9, 10, 11 класс
Ведут:Зоя Червонцева,Лиза Григорашвили,Аня Казнадзей
Боже, храни учебники! Хороший учебник выстраивает в голове непротиворечивую систему и оставляет приятное чувство порядка. Проблема в том, что любой учебник, который вы можете взять в руки, уже в какой-то степени устарел. Прежде чем стать частью системы, знания воплощаются в виде статей, иногда прямо друг другу противоречащих. Постепенно всё утрясается, кто-то становится классиком, а кто-то оказывается не прав, и знания из подтверждённых статей попадают в учебники. Этот процесс может длиться годами, и всё это время учёные продолжают думать, работать и публиковать новые статьи. Поэтому любой учебник, выходящий сегодня, морально устарел в лучшем случае на год. Учебник — это база, которую нужно освоить, чтобы быть в теме, но дальше начинается самое интересное. Драйв новых открытий! На этом курсе вы узнаете, где искать хорошие научные статьи, как отличить хорошую статью от плохой и как эффективно извлекать из текста информацию. Узнаете, как, основываясь на научной статье, написать занимательную историю, и где её можно опубликовать. Это практический курс, требующий совместной работы с преподавателями. Результатом станет один или несколько ваших текстов.
Аутоиммунные и аутовоспалительные заболеванияБиология9, 10, 11 класс
Ведёт:Дарья Мошарева
За эти пять дней мы рассмотрим (в общих чертах) нормальное функционирование иммунитета и некоторые сбои в его работе (1 занятие), обсудим аутоиммунные заболевания, поражающие различные системы организма (остальные 4 занятия). Помимо теории (природа заболевания, сценарий его развития, видимые проявления, принципы лечения и прогноз), мы будем разбирать по 1–2 клинических случая за урок. Попробуем думать по-врачебному (клинически). Будем затрагивать вопросы отношения врача к больному и больного к его здоровью.
Балансы в химииХимия9, 10, 11 класс
Ведёт:Саша Петров
Начинают дрожать коленки, когда коэффициент в уравнении реакции больше 5? Тогда мы идём к вам! На курсе ты узнаешь как минимум о трёх способах расстановки коэффициентов в сложных реакциях и в конце сможешь без проблем уравнивать реакции с коэффициентами хоть 20, хоть 100. Для закрепления материала будем делать эксперименты!