Архив

Каждый год на ЗПШ проводится множество авторских курсов по различным предметам.

В рамках каждого курса проводится 5 занятий по 60 минут.

Курсы на ЗПШ ведут как действующие учёные и преподаватели, так и студенты. Для нас важно, чтобы заинтересованные в своем деле люди могли попробовать себя в роли автора и ведущего курса и поделиться с другими своими знаниями и навыками.

Ознакомиться со списком курсов прошлых сезонов вы можете ниже.

Биоинформатика: зачем биологу компьютер IT, Программирование, Биология9, 10, 11 класс
Ведёт:Даня Бобровский
Современную биологию невозможно представить без компьютерного анализа данных. Биоинформатика позволила на новом уровне изучать то, как функионируют живые организмы и какие процессы происходят в клетках, изменила наши представления о родословной всех видов, а также дала возможность лучше понимать причины болезней и искать новые лекарства от них. Мы узнаем, какие области существуют на данный момент в биоинформатике, какие основные подходы в этих областях используются и как современные исследования меняют наши представления о биологии.
Биолюминесценция: живой свет на ЗемлеБиология9, 10, 11 класс
Ведёт:Гера Гительзон
Биолюминесценция — жизнь разговаривает с нами светом: светящиеся организмы, молекулярные структуры и механизмы, использование в биомедицине, а также кто именно светится в Чёрном и Белом морях, других морях и океанах Земле, в лесах и парках. Научный путь Осаму Шимомуры от ловли медуз на морской биостанции до знаменитого GFP и Нобелевской премии по химии: поучительная история любопытного человека. Нам нужны светящиеся черви! Действительно очень нужны. Нужна биомасса для выделения люциферина и люциферазы, нужен ареал обитания и нужны образцы из разных регионов для сравнения и описания вида. Они водятся на огородах как минимум на берегу Байкала, в окрестностях Красноярска. Есть свидетельства, что они встречаются и в Европе, но это нужно проверять.
Булевы схемы на примере игры MinecraftIT, Программирование8, 9, 10, 11 класс
Ведёт:Артём Брустовецкий
За последние 30 лет математика укоренилась в нашей повседневной жизни. Каждый день мы пользуемся сотнями электронных устройств от обычных калькуляторов до телефонов, планшетов, компьютеров. И все эти устройства построены на математической модели, сформулированной Джорджом Булем в 19-ом веке. Модели, в которой всё представимо понятиями Истина (1) или Ложь (0). На этом курсе мы окунемся в мир алгебры логики, из простых логических выражений (И, ИЛИ, НЕ) попробуем воссоздать сложные логические схемы и найдем крайне практическое применение для, казалось бы, совершенно абстрактной математической модели. В качестве платформы будем использовать игру Minecraft с её примитивами в виде красной пыли (редстоун).
Во все времена жизни
Возрастная психология и психология общения
Психология8, 9, 10, 11 класс
Ведёт:Анастасия Владимировна Нестерова

Наш курс создан для смелых, не боящихся думать и чувствовать людей, искренне интересующихся психологией и пытающихся понять и осознать возрастные психологические закономерности развития человека. Участники нашего курса познакомятся с основами психологии развития и возрастной психологии, с некоторыми темами, относящимися к психологии личности, социальной психологии, педагогической. семейной и гендерной психологии.

Если вам интересно понять, по каким закономерностям происходит психологическое развития человека на всех возрастных ступенях развития, то вам будет интересно участвовать в жизни нашего курса. мы будем анализировать то, что происходит в развитии человека на всех его стадиях, но особое внимание уделим подростковому возрасту и юности, а также сравнительному анализу различных стадий развития.

Этот курс для тех, кто хочет лучше понимать себя и других людей и разбираться в тонкостях человеческих взаимоотношений, которые возникаютво все времена жизни.
Курс носит ознакомительно - аналитический характер и рассчитан на людей от 14 лет и старше.

Вселогия: как современный мир изменился благодаря наукамБиология, Математика, Физика, Химия5, 6, 7, 8 класс
Ведёт:Пётр Власов
Курс посвящён обсуждению прогресса и актуальному состоянию естественнонаучных знаний - в физике, математике, химии, биологии - на примере "траектории" развития медицины (в целом) и лекарственной индустрии (в частности). Обсуждая, как цивилизация пришла к нынешнему "рациональному" созданию - по сути, конструированию - лекарств, мы отследим, как на этом пути учёные и инженеры делали открытия и развивали технологии практически во всех сферах знания. Что служило предпосылками к такому развитию? как определялось дальнейшее направление прогресса? где мы находимся сейчас - и куда (предположительно) будем двигаться дальше, не только в лекарственной индустрии, а вообще в науке и технике? ...эти вопросы мы обсудим на курсе
Есть ли шансы на успех?
Введение в теорию вероятностей
Математика5, 6 класс
Ведёт:Маша Сегинёва
В казино можно выиграть, только если станете его владельцем. Почему это так? Есть ли шанс выиграть в лотерею? Ответы хранит теория вероятностей! На занятиях также разберём устройство пары настольных игр, где кидают кубики. Может, сконструируете свою настолку, тогда обсудим вероятности и в ней!
Иллюстрация и карикатураТворчество5, 6, 7, 8 класс
Ведёт:Дашка Дементьева
Этот курс рассчитан на тех, кто любит придумывать, а так же на тех, кому кажется, что он этого не умеет. Здесь не будет академического рисования, а будет большой упор на задачи на фантазию. При этом думать надо будет быстро и решительно, а рисовать очень много (и даже будет немного домашки, которая обязательна к выполнению!) Будем заниматься карикатурой и иллюстрацией, придумывать персонажей и неожиданные сюжеты. Будем работать со свойствами материалов, заставляя их вести себя иначе. Будем придумывать рекламу несуществующих предметов и короткие истории в картинках.
Искусство авангарда в РоссииИскусство8, 9, 10, 11 класс
Ведёт:Камилла Кадырова
Что стало причиной возникновения авангардного движения? Каким образом французская живопись повлияла на творчество первых русских авангардистов? В чем проявилось новаторство ярчайшего явления в истории искусства? Благодаря этому курсу вы сможете найти ответы на эти вопросы и погрузиться в мир, где причудливо сплетаются поэзия и живопись, театр, архитектура, музыка и кинематограф. Здесь нет места правилам и ограничениям, только полет фантазии, карнавальная атмосфера! Мы заглянем в знаменитые литературные кафе и услышим голоса футуристов, посетим выставки объединений "Бубновый валет", "Союз молодежи" и "Ослиный хвост", познакомимся с экспериментами в театре Мейерхольда и соберем дом Моссельпрома. Одним из главных героев курса станет Владимир Маяковский - настоящий "человек-оркестр", вместивший в себя все виды искусства и имеющий непосредственное отношение к модному сегодня слову "мем".
Как устроены случайности
Практическое введение в теорию вероятностей
Математика9, 10, 11 класс
Ведёт:Алексей Бочкарев
Когда мы подбрасываем монетку, делаем тест на COVID или получаем вариант контрольной -- мы сталкиваемся со случайностями. Но как они устроены? Как их описать? Можно ли смоделировать длину поста "ВКонтакте" как случайную величину? А художественный текст -- как случайный набор букв? В основе ответов на эти вопросы лежит теория вероятностей. Мы обсудим основные идеи на примерах (кое-где, на Python), но без погружения в доказательства. Для 9-11 классов, специальной подготовки не нужно.
Лингвистический ликбез для Natural Language ProcessingЛингвистика8, 9, 10, 11 класс
Ведёт:Анна Ройтберг
Мы каждый день ищем что-то в поисковиках, замечаем ошибки в сообщениях, потому что их подчеркнул "спелчекером", переводим автоматическими переводчиками. За всем этим стоя сиcтемы автоматической обработки языка - Natural Language Processing (NLP). Есть еще масса применений NLP, с которыми мы постоянно сталкиваемся, даже не догадываясь об их существовании. На курсе вы узнаете, какие знания о языке полезны, чтобы создавать такие системы, а также почему даже самые умные модели все еще не научились говорить как мы с вами.