Архив

Каждый год на ЗПШ проводится множество авторских курсов по различным предметам.

В рамках каждого курса проводится 5 занятий по 60 минут.

Курсы на ЗПШ ведут как действующие учёные и преподаватели, так и студенты. Для нас важно, чтобы заинтересованные в своем деле люди могли попробовать себя в роли автора и ведущего курса и поделиться с другими своими знаниями и навыками.

Ознакомиться со списком курсов прошлых сезонов вы можете ниже.

Биоинформатика: зачем биологу компьютер IT, Программирование, Биология9, 10, 11 класс
Ведёт:Даня Бобровский
Современную биологию невозможно представить без компьютерного анализа данных. Биоинформатика позволила на новом уровне изучать то, как функионируют живые организмы и какие процессы происходят в клетках, изменила наши представления о родословной всех видов, а также дала возможность лучше понимать причины болезней и искать новые лекарства от них. Мы узнаем, какие области существуют на данный момент в биоинформатике, какие основные подходы в этих областях используются и как современные исследования меняют наши представления о биологии.
Биолюминесценция: живой свет на ЗемлеБиология9, 10, 11 класс
Ведёт:Гера Гительзон
Биолюминесценция — жизнь разговаривает с нами светом: светящиеся организмы, молекулярные структуры и механизмы, использование в биомедицине, а также кто именно светится в Чёрном и Белом морях, других морях и океанах Земле, в лесах и парках. Научный путь Осаму Шимомуры от ловли медуз на морской биостанции до знаменитого GFP и Нобелевской премии по химии: поучительная история любопытного человека. Нам нужны светящиеся черви! Действительно очень нужны. Нужна биомасса для выделения люциферина и люциферазы, нужен ареал обитания и нужны образцы из разных регионов для сравнения и описания вида. Они водятся на огородах как минимум на берегу Байкала, в окрестностях Красноярска. Есть свидетельства, что они встречаются и в Европе, но это нужно проверять.
Булевы схемы на примере игры MinecraftIT, Программирование8, 9, 10, 11 класс
Ведёт:Артём Брустовецкий
За последние 30 лет математика укоренилась в нашей повседневной жизни. Каждый день мы пользуемся сотнями электронных устройств от обычных калькуляторов до телефонов, планшетов, компьютеров. И все эти устройства построены на математической модели, сформулированной Джорджом Булем в 19-ом веке. Модели, в которой всё представимо понятиями Истина (1) или Ложь (0). На этом курсе мы окунемся в мир алгебры логики, из простых логических выражений (И, ИЛИ, НЕ) попробуем воссоздать сложные логические схемы и найдем крайне практическое применение для, казалось бы, совершенно абстрактной математической модели. В качестве платформы будем использовать игру Minecraft с её примитивами в виде красной пыли (редстоун).
Во все времена жизни
Возрастная психология и психология общения
Психология8, 9, 10, 11 класс
Ведёт:Анастасия Владимировна Нестерова

Наш курс создан для смелых, не боящихся думать и чувствовать людей, искренне интересующихся психологией и пытающихся понять и осознать возрастные психологические закономерности развития человека. Участники нашего курса познакомятся с основами психологии развития и возрастной психологии, с некоторыми темами, относящимися к психологии личности, социальной психологии, педагогической. семейной и гендерной психологии.

Если вам интересно понять, по каким закономерностям происходит психологическое развития человека на всех возрастных ступенях развития, то вам будет интересно участвовать в жизни нашего курса. мы будем анализировать то, что происходит в развитии человека на всех его стадиях, но особое внимание уделим подростковому возрасту и юности, а также сравнительному анализу различных стадий развития.

Этот курс для тех, кто хочет лучше понимать себя и других людей и разбираться в тонкостях человеческих взаимоотношений, которые возникаютво все времена жизни.
Курс носит ознакомительно - аналитический характер и рассчитан на людей от 14 лет и старше.

Искусство авангарда в РоссииИскусство8, 9, 10, 11 класс
Ведёт:Камилла Кадырова
Что стало причиной возникновения авангардного движения? Каким образом французская живопись повлияла на творчество первых русских авангардистов? В чем проявилось новаторство ярчайшего явления в истории искусства? Благодаря этому курсу вы сможете найти ответы на эти вопросы и погрузиться в мир, где причудливо сплетаются поэзия и живопись, театр, архитектура, музыка и кинематограф. Здесь нет места правилам и ограничениям, только полет фантазии, карнавальная атмосфера! Мы заглянем в знаменитые литературные кафе и услышим голоса футуристов, посетим выставки объединений "Бубновый валет", "Союз молодежи" и "Ослиный хвост", познакомимся с экспериментами в театре Мейерхольда и соберем дом Моссельпрома. Одним из главных героев курса станет Владимир Маяковский - настоящий "человек-оркестр", вместивший в себя все виды искусства и имеющий непосредственное отношение к модному сегодня слову "мем".
Как устроены случайности
Практическое введение в теорию вероятностей
Математика9, 10, 11 класс
Ведёт:Алексей Бочкарев
Когда мы подбрасываем монетку, делаем тест на COVID или получаем вариант контрольной -- мы сталкиваемся со случайностями. Но как они устроены? Как их описать? Можно ли смоделировать длину поста "ВКонтакте" как случайную величину? А художественный текст -- как случайный набор букв? В основе ответов на эти вопросы лежит теория вероятностей. Мы обсудим основные идеи на примерах (кое-где, на Python), но без погружения в доказательства. Для 9-11 классов, специальной подготовки не нужно.
Лингвистический ликбез для Natural Language ProcessingЛингвистика8, 9, 10, 11 класс
Ведёт:Анна Ройтберг
Мы каждый день ищем что-то в поисковиках, замечаем ошибки в сообщениях, потому что их подчеркнул "спелчекером", переводим автоматическими переводчиками. За всем этим стоя сиcтемы автоматической обработки языка - Natural Language Processing (NLP). Есть еще масса применений NLP, с которыми мы постоянно сталкиваемся, даже не догадываясь об их существовании. На курсе вы узнаете, какие знания о языке полезны, чтобы создавать такие системы, а также почему даже самые умные модели все еще не научились говорить как мы с вами.
Настольные игры на санскритеЛингвистика8, 9, 10, 11 класс
Ведёт:Маша Масютина
Если вам нравится играть в настольные игры и изучать иностранные языки, то этот курс для вас! Если нет, то все равно приходите -- полюбите! Начнем учить древнеиндийский язык, складывая пазл "Санскрит" в красивую картинку. А помогут нам в этом ходилки, лото, раскраски, комиксы и прочие забавы. Никакой зубрежки и скучных правил!
Обработка больших объемов данныхIT, Программирование8, 9, 10, 11 класс
Ведёт:Олег Ивченко
У каждого из вас есть смартфон, планшетный ПК, ноутбук. Все они постоянно генерируют большое количество траффика (это могут быть ваши запросы в поисковике, публикуемые фото и видео) и отправляют в различные интернет-сервисы. Анализ этих данных полезен как для внутренних нужд сервиса (поиск самых популярных фотографий, пользователей), так и для внешних (поиск похожих фотографий, аудиозаписей). Количество данных постоянно растёт и к тому же результаты анализа быстро устаревают, поэтому проводить анализ нужно быстро. С такой задачей не может справиться один компьютер, какой бы мощностью он не обладал. В рамках данного курса вы познакомитесь с основными алгоритмами и инструментами работы с большими объёмами данных. Эти инструменты позволяют работать с данными не задумываясь в общем случае, где и на каком количестве машин происходит анализ.
Расстояние — это не повод грустить, или функция радиального распределения атомов
Аморфные вещества — как в них расположены атомы и как это узнать?
Физика, Химия8, 9, 10, 11 класс
Ведёт:Алексей Кулыгин

Если посмотреть сквозь запотевшее окно на яркий источник света (уличный фонарь или Луну), можно увидеть характерную картинку из нескольких колец (они называются гало). Такая же картинка получится, если источник света заменить на источник электронов, а запотевшее стекло — на тонкую плёнку аморфного вещества. Невзрачная на первый взгляд картинка из нескольких гало на самом деле будет содержать информацию о расстояниях между «соседними» атомами и даже о количестве «соседей» на каждом расстоянии. А из этого уже можно мысленно «собрать» структуру вещества. Причём сделать это может самый обычный школьник.

PS. Атомы в веществе никогда не располагаются совсем случайно. Так, они всегда соблюдают «социальную дистанцию», не приближаясь друг к другу слишком близко. За то время, пока готовился этот курс, слова «социальную дистанцию» всем стали хорошо знакомы. А значит, часть содержания курса вы уже знаете.