Архив

Каждый год на ЗПШ проводится множество авторских курсов по различным предметам.

В рамках каждого курса проводится 5 занятий по 60 минут.

Курсы на ЗПШ ведут как действующие учёные и преподаватели, так и студенты. Для нас важно, чтобы заинтересованные в своем деле люди могли попробовать себя в роли автора и ведущего курса и поделиться с другими своими знаниями и навыками.

Ознакомиться со списком курсов прошлых сезонов вы можете ниже.

Приключения генома и как его понятьБиология8, 9, 10, 11 класс
Ведёт:Анна Жданова
Современная биология и медицина оперируют множеством сложных понятий в публикациях и научно-популярных текстах. Набрать достаточное количество знаний, необходимое для свободного владения сложными методами в исследовательской работе, — процесс долгий и непростой, основы которого будут положены на данном курсе. Будут рассмотрены принципы функционирования генома в клетке и организме, их медицинское значение, строение и роли генетических элементов. Вы приобретёте стойкие знания основ молекулярной биологии, популяционной генетики и эпидемиологии, умение решать генетические задачи сложного уровня и интерпретировать медицинские исследования. Не стесняйтесь задавать вопросы, а что останется непонятным, можно обсудить в свободное время.
Примерь на себя халат генетического инженера
Лабораторные методы в биологии
Биология9, 10, 11 класс
Ведут:Света Белухина,Светлана Байчер
Само собой, речь идёт не только о предмете одежды, вместе с ним вы получите в придачу пропуск в лабораторию, мысли, волнующие этих странных людей, возомнивших себя выше самой природы, а главное — базовые практические навыки в этой области. Цель курса — осознанное понимание канонических методов молекулярной биологии, без которых невозможны великие открытия. Первое занятие отведено обзору направлений прикладной биологии, их глобальным целям и задачам, а также тесному знакомству с основным содержимым любой лаборатории и принципам обращения с ним. В остальной части курса участники будут выполнять практическую последовательную работу с ДНК и получат по итогу видимые глазом результаты, а также приятные сувениры на память.
ПротистологияБиология7, 8, 9 класс
Ведут:Настя Фокина,Настя Петренко
Почему псевдогрибы не родственники грибов, а раковинные амёбы не имеют отношения к обычным? Как выглядит современная система живого мира и на каких принципах она построена? Как устроены существа, тело которых состоит всего из одной клетки? На этом курсе мы поговорим о том, кто такие «простейшие», откуда они появились и как влияют на нашу жизнь.
Расстояние — это не повод грустить, или функция радиального распределения атомов
Аморфные вещества — как в них расположены атомы и как это узнать?
Физика, Химия8, 9, 10, 11 класс
Ведёт:Алексей Кулыгин

Если посмотреть сквозь запотевшее окно на яркий источник света (уличный фонарь или Луну), можно увидеть характерную картинку из нескольких колец (они называются гало). Такая же картинка получится, если источник света заменить на источник электронов, а запотевшее стекло — на тонкую плёнку аморфного вещества. Невзрачная на первый взгляд картинка из нескольких гало на самом деле будет содержать информацию о расстояниях между «соседними» атомами и даже о количестве «соседей» на каждом расстоянии. А из этого уже можно мысленно «собрать» структуру вещества. Причём сделать это может самый обычный школьник.

PS. Атомы в веществе никогда не располагаются совсем случайно. Так, они всегда соблюдают «социальную дистанцию», не приближаясь друг к другу слишком близко. За то время, пока готовился этот курс, слова «социальную дистанцию» всем стали хорошо знакомы. А значит, часть содержания курса вы уже знаете.

Современная поэзия: имена и смыслыЛитература9, 10, 11 класс
Ведёт:Евгения Гурулева
Задумывались, что такое современная поэзия и с чем её едят? Как она связана с театром, кино, живописью, архитектурой, фотографией, музыкой? Зачем поэты пишут слова на отдельных карточках и ходят с плакатами? На курсе вы узнаете много новых литературных имён, раскроете смысл поэтических перформансов и экспериментальной поэзии, почитаете стихи современных авторов и стихи, написанные нейросетью. Пора узнать, что же было после Бродского.
Страницы времени
Возрастная психология и психология развития
Психология8, 9, 10, 11 класс
Ведут:Анастасия Владимировна Нестерова,Полина Подставкина
Наш курс создан для смелых, не боящихся думать и чувствовать людей, пытающихся понять психологические закономерности развития человека. Участники курса познакомятся с основами психологии развития и возрастной психологии, с некоторыми темами, относящимися к психологии личности, социальной, педагогической, семейной и гендерной психологии. Особое внимание будет уделено анализу подросткового возраста и юности и их сравнению с предшествующими и последующими стадиями развития. Мы знаем, что на наш курс придут те, кто хочет лучше понимать себя и других людей, глубже и точнее разбираться в тонкостях человеческих взаимоотношений.
Страшное в фольклоре
Народная демонология
Литература7, 8, 9, 10, 11 класс
Ведёт:Света Мамонова
Фольклор полон страшными и даже кровожадными сюжетами: в сказке кто-то кого-то должен обязательно съесть или разрезать на части; в народных балладах любовь никогда не бывает счастливой, а весь праздник Ивана Купала сосредоточен на том, чтобы поймать ведьму и расправиться с ней. Именно о них я предлагаю поговорить в ходе нашего курса. Мы попытаемся понять, что лежит в основе этих сюжетов: миф, магия или практическая польза. На каждом занятии мы будем разбирать, как страшное проявляется в фольклоре, какие формы оно может принимать и какие особенности народного мировоззрения оно отражает.
Тайная жизнь бактерий: строение, метаболизм и физиология ростаБиология9, 10, 11 класс
Ведут:Наталия Маркелова,Анастасия Сырочева
На занятиях вы узнаете об отличиях в строении различных видов бактерий, научитесь готовить микробиологические препараты и сможете их рассмотреть под микроскопом. Мы вырастим бактерии, живущие в различных экологических нишах, и экспериментальным путем выясним, какие сахара они способны переваривать. Поговорим о механизмах, которые позволяют им это делать. Вы сможете узнать о социальной жизни микробов и о молекулах, помогающих бактериям вести межвидовые войны, договариваться о совместном использовании ресурсов и даже управлять биологическими процессами сложноорганизованных животных.
Ученология. Люди, которые изменили науку и общество.Социальные науки9, 10, 11 класс
Ведёт:Пётр Власов
Мы обсудим людей и события, изменивших мировую цивилизацию - на примерах конкретных отрезков истории и учёных, живших в соответствующие времена. Постараемся разобраться, сколь разными бывают отношения ярких людей и общества, как на этих отношениях сказываются социальные, политические и прочие обстоятельства. А главное - мы присмотримся, насколько свободны в своих поступках люди, меняющие мир.
Учимся учитьсяПсихология8, 9, 10, 11 класс
Ведёт:Герман Каневский
Обзор базовых техник и инструментов, повышающих эффективность собственного обучения в области науки, математики, спорта и многих других дисциплин. Удивительно (нет), но зазубривание — это не самый надежный способ хорошо ориентироваться в сложных предметах. На курсе мы разберём, какие альтернативы есть у зубрёжки, отработаем их и постараемся осознать настолько, чтобы вы могли начать применять их в жизни, а ещё обсудим базовые проблемы психики, которые обычно мешают нам учиться.