Архив

Каждый год на ЗПШ проводится множество авторских курсов по различным предметам.

В рамках каждого курса проводится 5 занятий по 60 минут.

Курсы на ЗПШ ведут как действующие учёные и преподаватели, так и студенты. Для нас важно, чтобы заинтересованные в своем деле люди могли попробовать себя в роли автора и ведущего курса и поделиться с другими своими знаниями и навыками.

Ознакомиться со списком курсов прошлых сезонов вы можете ниже.

Обработка больших объёмов данныхIT, Программирование8, 9, 10, 11 класс
Ведёт:Олег Ивченко
У каждого из вас есть смартфон, планшетный ПК, ноутбук. Все они постоянно генерируют большое количество трафика (это могут быть ваши запросы в поисковике, публикуемые фото и видео) и отправляют в различные интернет-сервисы. Анализ этих данных полезен как для внутренних нужд сервиса (поиск самых популярных фотографий, пользователей), так и для внешних (поиск похожих фотографий, аудиозаписей). Количество данных постоянно растёт, поэтому проводить анализ нужно быстро. С такой задачей не может справиться один компьютер, какой бы мощностью он не обладал. В рамках курса вы познакомитесь с основными алгоритмами обработки больших объёмов данных и с инструментами, которые позволяют не задумываться, где и на каком количестве машин происходит анализ.
Органы чувств — как им ЭТО удается?Биология7, 8, 9 класс
Ведёт:Наталья Брик
Каждому из нас «выдан» совершенно замечательно устроенный организм. И мы им пользуемся, в том числе для восприятия внешнего мира. Как наш организм распознает звук? Как работает с громкостью? А вы знаете, что есть специальная, самая маленькая, мышца, которая подавляет предельную громкость? А почему у кошек светятся глаза из-под дивана? У нас, кстати, не светятся? Видят ли дальтоники цвета светофора? А ощущение запахов — это почти волшебно. Самый сложный ощущательный механизм, к слову. Для запахов нет «модельных» образцов, каждый — собран уникально в результате невероятной работы мозга. А как другие животные чувствуют вкус? Обо всём этом мы поговорим на курсе.
Пневматический робот, управляемый ArduinoIT, Программирование, Робототехника, Физика5, 6, 7, 8, 9 класс
Ведёт:Алексей Кулыгин
На этом курсе мы из подручных материалов (воздушных шариков, трубочек, скотча и т.п.) сделаем ходячую конструкцию, напоминающую насекомое или паукообразное. На кого именно и насколько похожей она получится — зависит только от вас (впрочем, преподаватели подскажут основные идеи конструкции и помогут разобраться, если что-то не будет работать). «Топливом» для нашего «животного» будет сжатый воздух (такие конструкции называют пневматическими) из воздушного шарика. Сначала мы научимся управлять им вручную, а затем — с помощью программы Arduino, которую сами же и напишем.
Приключения генома и как его понятьБиология8, 9, 10, 11 класс
Ведёт:Анна Жданова
Современная биология и медицина оперируют множеством сложных понятий в публикациях и научно-популярных текстах. Набрать достаточное количество знаний, необходимое для свободного владения сложными методами в исследовательской работе, — процесс долгий и непростой, основы которого будут положены на данном курсе. Будут рассмотрены принципы функционирования генома в клетке и организме, их медицинское значение, строение и роли генетических элементов. Вы приобретёте стойкие знания основ молекулярной биологии, популяционной генетики и эпидемиологии, умение решать генетические задачи сложного уровня и интерпретировать медицинские исследования. Не стесняйтесь задавать вопросы, а что останется непонятным, можно обсудить в свободное время.
ПротистологияБиология7, 8, 9 класс
Ведут:Настя Фокина,Настя Петренко
Почему псевдогрибы не родственники грибов, а раковинные амёбы не имеют отношения к обычным? Как выглядит современная система живого мира и на каких принципах она построена? Как устроены существа, тело которых состоит всего из одной клетки? На этом курсе мы поговорим о том, кто такие «простейшие», откуда они появились и как влияют на нашу жизнь.
Психология общенияПсихология5, 6, 7, 8 класс
Ведёт:Анастасия Владимировна Нестерова
Если вам захочется понять каким образом происходит общение людей, какие в нём таятся неожиданности и удивительные открытия, если захочется попробовать разобраться в тех сложностях, с которыми мы сталкиваемся общаясь друг с другом, то мы будем рады встретить вас насвоём курсе. Мы вместе станем искать и находить общий язык с другими людьми, постараемся научиться понимать и слышать своих собеседников, подарим вам знание о том, что может облегчить понимание других людей и сделать наше общение более продуктым.
Расстояние — это не повод грустить, или функция радиального распределения атомов
Аморфные вещества — как в них расположены атомы и как это узнать?
Физика, Химия8, 9, 10, 11 класс
Ведёт:Алексей Кулыгин

Если посмотреть сквозь запотевшее окно на яркий источник света (уличный фонарь или Луну), можно увидеть характерную картинку из нескольких колец (они называются гало). Такая же картинка получится, если источник света заменить на источник электронов, а запотевшее стекло — на тонкую плёнку аморфного вещества. Невзрачная на первый взгляд картинка из нескольких гало на самом деле будет содержать информацию о расстояниях между «соседними» атомами и даже о количестве «соседей» на каждом расстоянии. А из этого уже можно мысленно «собрать» структуру вещества. Причём сделать это может самый обычный школьник.

PS. Атомы в веществе никогда не располагаются совсем случайно. Так, они всегда соблюдают «социальную дистанцию», не приближаясь друг к другу слишком близко. За то время, пока готовился этот курс, слова «социальную дистанцию» всем стали хорошо знакомы. А значит, часть содержания курса вы уже знаете.

Страницы времени
Возрастная психология и психология развития
Психология8, 9, 10, 11 класс
Ведут:Анастасия Владимировна Нестерова,Полина Подставкина
Наш курс создан для смелых, не боящихся думать и чувствовать людей, пытающихся понять психологические закономерности развития человека. Участники курса познакомятся с основами психологии развития и возрастной психологии, с некоторыми темами, относящимися к психологии личности, социальной, педагогической, семейной и гендерной психологии. Особое внимание будет уделено анализу подросткового возраста и юности и их сравнению с предшествующими и последующими стадиями развития. Мы знаем, что на наш курс придут те, кто хочет лучше понимать себя и других людей, глубже и точнее разбираться в тонкостях человеческих взаимоотношений.
Страшное в фольклоре
Народная демонология
Литература7, 8, 9, 10, 11 класс
Ведёт:Света Мамонова
Фольклор полон страшными и даже кровожадными сюжетами: в сказке кто-то кого-то должен обязательно съесть или разрезать на части; в народных балладах любовь никогда не бывает счастливой, а весь праздник Ивана Купала сосредоточен на том, чтобы поймать ведьму и расправиться с ней. Именно о них я предлагаю поговорить в ходе нашего курса. Мы попытаемся понять, что лежит в основе этих сюжетов: миф, магия или практическая польза. На каждом занятии мы будем разбирать, как страшное проявляется в фольклоре, какие формы оно может принимать и какие особенности народного мировоззрения оно отражает.
Учимся учитьсяПсихология8, 9, 10, 11 класс
Ведёт:Герман Каневский
Обзор базовых техник и инструментов, повышающих эффективность собственного обучения в области науки, математики, спорта и многих других дисциплин. Удивительно (нет), но зазубривание — это не самый надежный способ хорошо ориентироваться в сложных предметах. На курсе мы разберём, какие альтернативы есть у зубрёжки, отработаем их и постараемся осознать настолько, чтобы вы могли начать применять их в жизни, а ещё обсудим базовые проблемы психики, которые обычно мешают нам учиться.