Архив
Каждый год на ЗПШ проводится множество авторских курсов по различным предметам.
В рамках каждого курса проводится 5 занятий по 60 минут.
Курсы на ЗПШ ведут как действующие учёные и преподаватели, так и студенты. Для нас важно, чтобы заинтересованные в своем деле люди могли попробовать себя в роли автора и ведущего курса и поделиться с другими своими знаниями и навыками.
Ознакомиться со списком курсов прошлых сезонов вы можете ниже.
Draw conclusions!
Работа с научными статьямиБиология9, 10, 11 класс
Работа с научными статьямиБиология9, 10, 11 класс
Боже, храни учебники! Хороший учебник выстраивает в голове непротиворечивую систему и оставляет приятное чувство порядка. Проблема в том, что любой учебник, который вы можете взять в руки, уже в какой-то степени устарел. Прежде чем стать частью системы, знания воплощаются в виде статей, иногда прямо друг другу противоречащих. Постепенно всё утрясается, кто-то становится классиком, а кто-то оказывается не прав, и знания из подтверждённых статей попадают в учебники. Этот процесс может длиться годами, и всё это время учёные продолжают думать, работать и публиковать новые статьи. Поэтому любой учебник, выходящий сегодня, морально устарел в лучшем случае на год. Учебник — это база, которую нужно освоить, чтобы быть в теме, но дальше начинается самое интересное. Драйв новых открытий! На этом курсе вы узнаете, где искать хорошие научные статьи, как отличить хорошую статью от плохой и как эффективно извлекать из текста информацию. Узнаете, как, основываясь на научной статье, написать занимательную историю, и где её можно опубликовать. Это практический курс, требующий совместной работы с преподавателями. Результатом станет один или несколько ваших текстов.
Аутоиммунные и аутовоспалительные заболеванияБиология9, 10, 11 класс
За эти пять дней мы рассмотрим (в общих чертах) нормальное функционирование иммунитета и некоторые сбои в его работе (1 занятие), обсудим аутоиммунные заболевания, поражающие различные системы организма (остальные 4 занятия). Помимо теории (природа заболевания, сценарий его развития, видимые проявления, принципы лечения и прогноз), мы будем разбирать по 1–2 клинических случая за урок. Попробуем думать по-врачебному (клинически). Будем затрагивать вопросы отношения врача к больному и больного к его здоровью.
Введение в микробиологиюБиология5, 6, 7 класс
Вымой руки, там же микробы! Кто из вас не слышал этой фразы? А задумывались ли вы, кто такие эти микробы? И все ли они страшны на самом деле? На нашем курсе мы поможем вам заглянуть в незаметный для нас, но огромный микромир, и углубиться в изучение самой значимой его части — бактерий. Почему мясо тухнет? Молоко становится кислым? Как делаются йогурты, вино и сыры? Что заставляет нас болеть? Но помогает нам в пищеварении? На все эти вопросы мы вместе ответим на нашем курсе. Будет и практическая часть: каждый сможет самостоятельно рассмотреть таких маленьких, но имеющих огромное значение жителей микромира.
Вирусологическая рулеткаБиология8, 9, 10 класс
Кто такие вирусы? Живые или неживые? А я умру, если съем вирус? Как они устроены, как проникают в клетки и может ли организм им противостоять? Всё это в моём курсе, посвящённом вирусам! Бонусом — отдельная история про грипп, ВИЧ и бешенство (если быстро пройдём основной материал).
Генетика в кошкахБиология9, 10, 11 класс
Почему кошки бывают полосатыми, ведь у них нет тёмных и светлых волосков, как у зебр? Почему рыжие кошки всегда-всегда полосатые, а полосатость может быть и мраморной? Как глухота связана с голубизной глаз, и правда ли это вообще? Почему у кошек часто встречаются белые галстуки, а у лошадей — никогда? Как объяснить трёхцветную окраску кошек, точнее — белые пятна? Почему сиамские котята рождаются белыми? Почему в городах чаще встречаются черные кошки? И ещё множество интересных «кошачьих» вопросов... И ещё больше интересных ответов.
Иммунология на страже здоровьяБиология6, 7, 8 класс
Каждый день наш организм ведёт активную борьбу с неприятелями: вредными бактериями и вирусами. Для этого у него есть своя настоящая армия, которая называется иммунной системой. В этом курсе мы разберём ее многочисленный состав, узнаем подробнее, кто нам угрожает, обсудим пути распознавания вражеских агентов и дальнейшего им сопротивления, а также превентивные меры для поддержания нашей армии в полной боевой готовности.
Как же это узнают?
Теория и практика естественно-научных исследованийБиология5, 6, 7, 8 класс
Теория и практика естественно-научных исследованийБиология5, 6, 7, 8 класс
Изучение живой природы — занятие не только увлекательное, но и очень серьёзное. Современная наука предоставляет исследователям удивительные возможности, сотни методик и, конечно, — долгожданные или, наоборот, неожиданные результаты в конце захватывающей работы! Как стать настоящим натуралистом, почему учёных влечёт «в поля» и что они там делают, как применить методики на практике, и какой смысл во всём этом? Данный курс — маленький путь от вопросов к ответам.
Лабиринты мозгаБиология5, 6, 7, 8 класс
Внутри нашей головы, в мозге, каждую секунду кипит работа. Отчасти мозг похож на химическую, биологическую и физическую лабораторию одновременно. На курсе мы попробуем разобраться, как же там всё устроено и какие эксперименты ведутся. Поговорим о её сотрудниках — нейронах и их помощниках — глиальных клетках. В одиночку в лаборатории-мозге ничего не получится сделать, поэтому нейронам обязательно нужно устанавливать друг с другом контакты — синапсы. Именно благодаря слаженной работе мозга организм реагирует на изменения окружающей среды, мы ощущаем цвет, вкус, звуки, целенаправленно двигаемся. Кроме того, в мозге хранится память, этому мы посвятим отдельное занятие и даже сделаем исследование на крысе в лабиринте. А что же будет, если в работе мозга «что-то пойдёт не так»? Мы расскажем про социально важные заболевания мозга.
О том, как учёные узнавать геном человека не хотели, затем передумали, и что из этого получилось Биология8, 9, 10, 11 класс
В этом курсе мы узнаем, как люди жили до расшифровки ДНК человека. Мы поговорим о том, как известные учёные хитрили и соревновались в желании первыми прочесть геном и к чему это привело. А в завершение обсудим, как это поменяло нашу жизнь и какое будущее обещает.
Органы чувств — как им ЭТО удается?Биология7, 8, 9 класс
Каждому из нас «выдан» совершенно замечательно устроенный организм. И мы им пользуемся, в том
числе для восприятия внешнего мира. Как наш организм распознает звук? Как работает с громкостью? А вы
знаете, что есть специальная, самая маленькая, мышца, которая подавляет предельную громкость? А
почему у кошек светятся глаза из-под дивана? У нас, кстати, не светятся? Видят ли дальтоники цвета
светофора? А ощущение запахов — это почти волшебно. Самый сложный ощущательный механизм, к
слову. Для запахов нет «модельных» образцов, каждый — собран уникально в результате невероятной
работы мозга. А как другие животные чувствуют вкус? Обо всём этом мы поговорим на курсе.
1
2